Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ваганова агриппина яковлевна

Энциклопедический словарь

Вага́нова Агриппина Яковлевна (1879-1951), артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР (1934). В 1897-1916 в Мариинском театре. В 1921-1951 педагог Ленинградского хореографического училища, с 1946 профессор. В 1931-1937 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Педагогическая система Вагановой («Основы классического танца», 1934) применяется во многих странах. Среди учеников: М. Т. Семёнова, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская и др. Государственная премия СССР (1946).

* * *

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна - ВАГА́НОВА Агриппина Яковлевна [14 (26) июня 1879, Петербург - 5 января 1951, Ленинград], русская артистка балета и педагог. Народная артистка РСФСР (1934). Государственная премия СССР (1946).

Родилась в семье капельдинера Мариинского театра. В 1897 окончила балетное отделение Петербургского театрального училища в 1897 (ученица Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. Невыразительные внешние и физические природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы - на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета. Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с непропорционально крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, лишенными певучести руками на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за звездами-гастролершами, она сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы. Репетиции с носителями лучших традиций русской и французской балетных школ Х. П. Иогансоном, Н. Г. Легатом и О. И. Преображенской (см. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Иосифовна) смягчили прямолинейную жесткость итальянской манеры. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем - множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, мощного полетного прыжка, резкой смены танцевальных темпов. От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» (все - Л. Минкуса), в картине «Сон Раймонды» в «Раймонде» А. К. Глазунова, вариации Работы в «Коппелии» Л. Делиба называют «вагановскими». В репертуаре танцовщицы появились и крупные роли - Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни. Отсутствие у балерины таланта драматической актрисы спровоцировало фиаско в главных партиях в балетах «Ручей» Л. Делиба (Наила), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Одетта-Одиллия), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Жизель» А. Адана (Жизель), которые Вагановой доверили незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 она получила звание балерины, в 1916 оставила сцену.

Ваганова начала преподавательскую карьеру в годы революции, когда официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству. Ее работа - сначала в частной школе А. Л. Волынского (см. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович), потом в качестве педагога и репетитора О. А. Спесивцевой (см. СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна), с 1921 - педагога Петроградской балетной школы (позже - Ленинградское хореографическое училище, с 1951 - имени А. Я. Вагановой, ныне - Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) - стала утверждением жизнеспособности классического танца. Педагогическая практика Вагановой дала новое воплощение исполнительским принципам русской балетной школы. Она создала собственную методику, в которой синтезировала педагогические принципы итальянской школы, французской и русской школ, изложив ее в книге «Основы классического танца» (1934), которая выдержала пять переизданий в России и переведена на английский, французский, итальянский, немецкий и др. языки. В 1946 получила звание профессора. В 1920-50-х гг. все великие балерины Ленинградского театра оперы и балета, такие как М. Т. Семенова (см. СЕМЕНОВА Марина Тимофеевна), Г. С. Уланова (см. УЛАНОВА Галина Сергеевна), Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская (см. ДУДИНСКАЯ Наталья Михайловна), А. Я. Шелест, О. И. Моисеева, А. Е. Осипенко (см. ОСИПЕНКО Алла Евгеньевна), И. А. Колпакова (см. КОЛПАКОВА Ирина Александровна) являлись ученицами Вагановой.

В 1931-37 - художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Осуществила постановки собственных версий спектаклей «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1933) и «Эсмеральда» Ц. Пуни (1935).

Большой энциклопедический словарь

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна (1879-1951) - российская артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР (1934). В 1897-1916 в Мариинском театре. В 1921-51 педагог Ленинградского хореографического училища, с 1946 профессор. С 1931-37 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Педагогическая система Вагановой ("Основы классического танца", 1934) применяется во многих странах. Государственная премия СССР (1946).

Энциклопедия Кольера

А. Я. Ваганова.

Полезные сервисы